Siemens перенес IP-телефонию в облако
Siemens Enterprise Communications и VMware представили программный коммутатор, заменяющий компании собственную АТС и способный работать на мощностях поставщика услуг IP-телефонии. Другие участники рынка хотя и называют собственные аналогичные решения уже доступные в России, однако оговариваются, что пока время перехода на подобные сервисы не пришло.
Российские отделения компаний Siemens Enterprise Communications (SEN) и VMware сегодня объявили о совместной разработке OpenScape Unified Communication (UC) Server 2010. Это чисто программная телефонная станция с функциями передачи голоса по IP-сетям (VoIP), call-центра, соединения звонящего со всеми указанными номерами вызываемого абонента, если он не отвечает по основному номеру (unified communication) и т.д.
Как рассказал генеральный директор SEN в России и СНГ Арсений Тарасов, основной целевой аудиторией для этой разработки компания видит телеком-операторов, коммерческие дата-центры и крупных корпоративных заказчиков. При покупке OpenScape предусмотрено две схемы оплаты – помесячная и по числу рабочих мест. Как пояснил Тарасов в беседе с корреспондентом prizrak-форум, переговоры ведутся со всеми крупными текущими клиентами SEN. «Пока внедрений в России нет, мы рассчитываем получить первые серьезные проекты по этому направлению в конце 2010 г. – начале 2011 г.», - добавил он. Прогнозы по выручке руководитель давать не захотел.
«Рынок виртуализации инфраструктуры рано или поздно насытится, - считает глава российского офиса компании VMware Антон Антич. – Сейчас мы стремимся, чтобы на наших гипервизорах могло работать как можно большее количество делового ПО. Мы хотим, чтобы в коммерческих ЦОДах и офисных центрах ПО для услуг, приносящих дополнительную выручку (value added services, VAS), могло работать на нашей платформе».
Основная роль в разработке принадлежала SEN, программисты VMware работали над обеспечением запуска OpenScape в виртуальных ОС гипервизора. В SEN код писали три команды программистов – американская, европейская и из центра разработки компании в Санкт-Петербурге. Российские разработчики отвечали за локализацию интерфейса (добавление русского языка), соответствие ПО требованиям российских регуляторов и координацию работ над кодом, относящимся к системе оперативно розыскных мероприятий (СОРМ).
«Непосредственно эту часть ПО писали программисты сторонней организации, обладающей экспертизой в СОРМ, - рассказал prizrak-форум технический директор SEN в России Владимир Ткачев. – Эту специфическую для России часть системы нельзя виртуализировать, т.к. по требованиям правоохранителей под задачи СОРМ должен выделяться отдельный физический сервер». В мире всего пять стран, налагающие аналогичные требования к контролю за переговорами абонентов, среди которых Израиль и ОАЭ, добавил он.
Что интересно, SEN сама производит устройства (например, офисные АТС), которые становятся не нужны в случае использования нового ПО. На вопрос prizrak-форум о том, не ударит ли OpenScape по аппаратному направлению бизнеса компании, ее руководители заявили, что для производителей телеком-оборудования уже давно очевиден тренд перехода к разработке ПО и им ничего не остается, кроме как следовать ему быстрее конкурентов. «К тому же есть сферы, заказчики из которых никогда не перейдут на IP-телефонию из соображений надежности, в первую очередь это энергетика», - считает Ткачев.
С такой тенденцией согласился руководитель отдела маркетинга и продаж АТС «Панасоник Рус» Николай Школьников. «Все больше сервисов теперь реализуется с помощью ПО, - говорит он prizrak-форум. - В обозримом будущем мы ожидаем значительный рост спроса на конвергентные IP решения и UC. Если раньше программные сервисы были дополнительной и необязательной частью решения, то теперь это главный инструмент для построения бизнес-процессов, а «железная» часть необходима для обслуживания этой функциональности».
Технический директор Avaya в России и странах СНГ Георгий Санадзе рассказал prizrak-форум, что подобные решения уже существуют у многих вендоров. «По сути, эта разработка – Softswitch 5-го класса, – говорит он. – В случае Avaya аналогом OpenScape является Session Manager. Наше решение в первую очередь рассчитано на корпоративных заказчиков, но на практике может решать задачи операторов связи. В том числе в рамках аутсорсинговой модели, когда в центре размещаются SIP-виртуальные машины, а затем с ними соединяются абоненты».
Николай Школьников рассказал, что Panasonic в России из подобных решений продает CTI-приложение (Computer Telephony Integration - объединение передачи голоса и данных плюс управление вызовами) Communication Assistant и в дальнейшем панирует развивать данное направление.
Однако вывод подобных решений на российский рынок Школьников считает преждевременным. «Услуги IP-провайдеров пока рассматриваются российским пользователем как дополнение к традиционной телефонии, полный отказ от которой невозможен в обозримом будущем, - считает он. - Любое софтверное решение на сегодняшний день требует обязательного резервирования посредством традиционных «железных» линий. Это ведет к росту стоимости владения из-за дорогостоящих шлюзов, связывающих «облако» с «реальным миром».